В январе 2020 года состоялась встреча с депутатом ГД РФ от партии КПРФ Н. Н. Езерским. Причина встречи - отчёт о работе в регионе перед Первоуральским активом коммунистов и активом общественной организации ПДС НПСР. Также был рассмотрен вопрос об изменениях в Конституции РФ. Внимательно изучив поправки в Конституцию Российской Федерации, принятые Государственной Думой в первом чтении, участники встречи отметили, что ряд изменений могут привести к несменяемости власти в стране, отдельные положения неконкретны, в частности закрепленное положение о минимальной заработной плате и индексации пенсий, по-прежнему будут регулироваться Федеральными законами. Да и сама процедура народного одобрения законопроекта вызывает сомнение в его легитимности.
Поправки к Конституции РФ, внесенные президентом в Госдуму, не являются просто точечными изменениями, а влекут за собой изменение основ конституционного строя России. Мы, коммунисты и актив общественной организации ПДС НПСР предполагали, что вносимые поправки могут быть потенциально опасны и войдут в противоречие с 1 и 2 главами Конституции. Но никому не могло прийти в голову, что внесенный законопроект вступит в противоречие еще и с процедурой, предусмотренной Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Нигде не предусмотрена возможность создания какой-либо конституционной комиссии, равно как и проведения народного голосования «по одобрению». Для судебной системы предложения о поправках к Конституции РФ будут означать, что президентская администрация фактически сместит систему сдержек и противовесов в пользу президентской власти. Если президент, а не высшая квалификационная коллегия будет рассматривать дела судей и преследовать их дисциплинарно, он получит чрезмерный контроль над органами, которые должны проверять конституционность и правомерность его же указов. По сути, судьи теряют независимость, и их несменяемость оказывается под угрозой.
Поправки понижают статус правительства и его председателя, силовой и международный блок правительства превращается в часть президентского офиса, не подотчетный парламенту, председатель правительства фактически уравнен с министрами с точки зрения своей независимости и подотчетности Думе, его можно теперь увольнять отдельно от всего правительства. В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент, Федеральное собрание (Совет федерации и Государственная дума), правительство, суды. Этот перечень закрытый и не предусматривает никаких других видов государственных органов. Тем более таких, которые смогут определять основы внутренней, внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. То есть речь идет о перемещении центра тяжести власти от институтов президента и парламента в другое место, где не существует конституционных ограничений. Таким образом, создание Госсовета противоречит основам конституционного строя России, что категорически запрещено статьей 16 Конституции. Таким образом, предлагаемые поправки к конституции РФ, а также процедура их обсуждения и принятия, вступают в противоречие и фактически приводят к пересмотру ряда положений Конституции РФ.
Личное оценочное и субъективное мнение Координатора Регионального ПДС НПСР по Свердловской области Валерия Сивоконь.