«Казачки» теперь - всем на потеху!
Не идут «за зипуном» в походы,
Басурманам не грозят набегом».
А. Долгопятов «Хутора безмолвные».
Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жёсткого административного контроля, были в замороженном состоянии. Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости. Все попытки сохранить СССР перечеркнул Августовский путч 1991 года. После него «парад суверенитетов» перешёл в качественно новую фазу. Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачёв. Параллельно «параду суверенитетов в СССР» шёл «парад суверенитетов в РСФСР». 8 августа 1990 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес свою крылатую фразу:
«Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить».
Он обратился к национальным автономиям в РСФСР. И дело пошло. С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик и автономных областей РСФСР. Большинство республик провозглашают себя советскими социалистическими республиками в составе РСФСР и носителями суверенитета. Вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось в дальнейшем урегулировать путём заключения с ним договоров, но этого не произошло. Отголоски «парада суверенитетов» были слышны ещё несколько лет после распада СССР. Чеченская Республика объявила о выходе из состава России и в результате началась затяжная чеченская война. В Молдавии о своей независимости объявили Гагаузия и Приднестровье, в Азербайджане о выходе заявила Нагорно-Карабахская республика, в Грузии - Южная Осетия и Абхазия, в Узбекистане - Каракалпакстан. Три автономии, провозгласившие независимость, впоследствии её утратили: Татарстан, Чеченская Республика Ичкерия и Республика Гагаузия.
В июле 1992 года российская социологическая служба «Мониторинг» провела изучение общественного мнения населения Ростовской области. Контент-анализ центральной прессы позволил сделать вывод, что либеральная интеллигенция воспринимала тогда казачество как фатального противника «демократических реформ». Но анализ социологических данных показал, что, при всей противоречивости настроений в казачьей среде, заключение о преобладании в ней консервативных и реакционных элементов и тенденций было неверно. Всё исследование позволяет сделать вывод, что в начале 1990 годов речь шла о создании современной, хотя и специфической социальной общности, которая имела с дореволюционным казачеством некоторую культурную, кровную связь, но всё же не могла быть воспринята, как перенос в современность социальной общности, прекратившей своё существование в первой трети ХХ столетия. В то же время, начальная фаза казачьего возрождения показала, что, как и в Гражданскую войну 1917-1920 годов, казаки постоянно оказывались по разные стороны баррикад, а политические пристрастия или личные симпатии, или антипатии для многих из них стали важнее общеказачьего единства.
По России шло триумфальное шествие «парада суверенитетов» и казаки не могли не отреагировать на него. В условиях повсеместного появления новых национальных республик у наиболее дальновидной части казаков проклюнулась своя идея национально-государственного самоопределения. И в 1991-1992 годах казаки бросили Москве вызов в виде казачьего национально-государственного самоопределения. «Казачий сепаратизм», впрочем, сам по себе реально не представлял из себя опасной для Москвы тенденции. Хотя казаки и добивались создания «Казачьей Республики», но руководствовались они скорее стремлением противостоять сепаратистским национальным движениям, а отнюдь не желанием отделиться от Российской Федерации. А склонность казачьих организаций того времени все проблемы внутри РФ решать силовым путём можно объяснить вполне очевидным фактом: если в этой стране хочешь чего-то добиться - нужно на чиновников и депутатов надавить, а иначе всё просто заволокитится на годы и десятилетия без какого-либо результата.
На Кубани.
Без особых проблем из состава Краснодарского края вышла и образовала особую республику Адыгея. В декабре 1991 - январе 1992 года состоялись выборы депутатов в Верховный Совет Республики Адыгея. Был сформирован первый в истории Адыгеи парламент.
В Карачаево-Черкесской Республике (КЧР), до 1917 года являвшейся частью территории Кубанского казачьего Войска, кубанские казаки задумались о казачьих республиках ещё до официального упразднения СССР. 30 ноября 1990 Карачаево-Черкесская автономная область (КЧАО) вышла из состава Ставропольского края и стала Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республикой (КЧССР) в составе РСФСР (что было утверждено постановлением Верховного Совета РСФСР). В начале августа 1991 года в местах компактного проживания казаков и русских был проведён опрос населения о создании Казачьей Республики и почти 65 % опрошенных ответили положительно. По результатам этого опроса уже 10 августа в Черкесске была провозглашена Баталпашинская Казачья Республика со столицей в Черкесске (ранее город Черкесск назывался станицей Баталпашинской), а 17 августа 1991 года была провозглашена Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика со столицей в станице Зеленчукская (территория Республики - в границах Зеленчукского и Урупского районов).
2 Большой Круг Союза казаков России, проходивший в Ставрополе 7-10 ноября 1991 года, поддержал идею создания Баталпашинской и Зеленчукско-Урупской Казачьих Республик в составе Карачаево-Черкесии. В декабре 1991 года казачий Круг провозгласил восстановление Баталпашинского казачьего отдела в границах 1917 года (тогда этот отдел входил в состав Кубанского казачьего Войска). Впоследствии в Зеленчукском районе в течение полугода продолжалось двоевластие (атаман, избранный казачьим Кругом, и назначенный официальной властью Карачаево-Черкесии глава местной администрации). По словам одного из лидеров казачьего движения в КЧР Николая Ляшенко, активисты казачьего движения в КЧР:
«Объявили Зеленчукско-Урупскую Казачью Республику. Создали своё Правительство, свой Верховный Совет. Я лично возил эти документы в Верховный Совет, встречался с главой Верховного Совета России Хасбулатовым, с Ельциным. С кем мы только не встречались. И всё, всё спустили на тормозах».
Таким образом, на территории КЧР в течение полугода действовало «непризнанное Казачье Государство». Национальными движениями Карачаево-Черкесии были высказаны требования о её разделении на отдельные автономии, что после многодневных многотысячных митингов было отражено 3 декабря 1991 года в постановлении Верховного Совета Карачаево-Черкесии с обращением к федеральному центру о признании отдельных республик. 30 ноября 1991 была провозглашена объединённая Верхне-Кубанская Казачья Республика со столицей в станице Зеленчукская, которая вошла в Союз Казачьих Республик Юга России, провозглашённый 20 ноября 1991 со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ). В январе 1992 Президент России Б. Н. Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии с созданием Казачьей (Баталпашинской) автономии и даже внёс на рассмотрение в Верховный Совет РСФСР проект закона «О восстановлении Карачаевской автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации». Была образована комиссия Верховного Совета по образованию 3 автономной областей:
- Карачаевской,
- Черкесской,
- Баталпашинской.
28 марта 1992 состоялся референдум, на котором большинство населения территории высказалось за разделение Карачаево-Черкесии и утверждение Казачьей автономии. Однако этому нашлись какие-то мощные силы противодействия и разделение узаконено так и не было - осталась единая Карачаево-Черкесия, с 16 октября 1992 ставшая Карачаево-Черкесской Республикой. Казачья автономия не состоялась.
На Дону.
Газета «Советский патриот» в октябре 1991 года, то есть уже после провала ГКЧП, писала:
«Начать изучение вопроса о восстановлении Донской Области в границах 1920 года предложил Большой Круг общественной организации «Хопёрский казачий округ» (Волгоградская область). Об этом говорится в его Обращении к Президенту России, Верховному Совету и Правительству РСФСР, Правлению Союза казаков Области Войска Донского».
В октябре 1991 года было провозглашено восстановление в качестве отдельного субъекта РСФСР Донской Казачьей Республики со столицей в Новочеркасске. 2 Большой Круг Союза казаков России, проходивший в Ставрополе 7-10 ноября 1991 года, принял решение «О восстановлении незаконно упразднённого национально-государственного образования в составе РСФСР» - Донской Республики. Вначале власти согласились с Донской Республикой, а затем начался откат, отход от сотрудничества. На II Большом Круге Союза казаков ОВД, который состоялся 5-6 октября 1991 года, атаманом СК ОВД был избран атаман 1 Донского округа С. А. Мещеряков. Идеалом политического устройства казаков тогда стало государственное казачье образование периода Гражданской войны - Всевеликое Войско Донское во главе с атаманом П. Н. Красновым. 6 октября 1991 года II Большой Круг Дона принимает решение, в котором признаёт территорию Области Войска Донского местом исторического проживания донских казаков. В соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» Круг провозглашает восстановление незаконно упразднённого национально-государственного образования в составе в составе Российской Федерации. 3 ноября 1991 года Совет атаманов, состоявшийся в Новочеркасске, объявил СК ОВД правопреемником и наследником имущественных прав Донской Республики 1918-1920 годов. Распоряжением атамана Мещерякова была создана постоянно действующая комиссия для выявления имущества, принадлежащего ОВД с целью передачи этого имущества правопреемнику.
17 ноября 1991 года был издан приказ № 1 за подписью Мещерякова «О военном положении и условной мобилизации казаков с личным оружием». Касался он донских казаков от 18 до 20 лет. Формальным основанием приказа послужило невыполнение министром обороны К. Кобецем своего же приказа № 3 от 20 августа, согласно которому должно было начаться формирование в составе вооружённых сил России Казачьей национальной гвардии. Совет атаманов направил президентам М. С. Горбачёву и Б. Н. Ельцину ультиматум с требованием незамедлительно приступить к созданию Казачьей национальной гвардии. А донской Круг принял решение о создании Переходного правительства Союза Казачьих Республик Юга России. Следует сказать, что у атамана Мещерякова сложились прекрасные отношения с командованием дивизии внутренних войск «Дон», дислоцировавшейся на донских казачьих землях и имевшей среди командного состава немало этнических казаков. И потому в своей политике атаман имел возможность не только не опасаться «удара в спину» со стороны этой дивизии, но и рассчитывать на поддержку этой воинской части. Далее цитирую по книге военного корреспондента Н. С. Асташкина «Казачье зазеркалье», где он, в свою очередь, основывается на словах участника тех событий казака Анатолия Шкуро:
«18 ноября 1991 года в 20 часов срок казачьего ультиматума истекал. Дивизия внутренних войск «Дон» была на стороне казаков Области Войска Донского. Мещеряков и командир дивизии договорились, что в 20 часов 00 минут 18 ноября, когда истечёт срок ультиматума, двери складов вооружения дивизии «Дон» будут открыты, и казаки смогут организованно получить стрелковое оружие. Но прежде Атаманское правление должно было принять решение: брать власть на Дону или не брать? Ходили слухи, будто Мещеряков, встретившись с главой Ростовской областной администрации В. Чубом, пригрозил:
«В восемь вечера мне будет звонок, и тогда события пойдут по нашему сценарию».
Услышав это, Чуб, по словам атаманского офицера связи А. Шкуро, быстренько «смотался» на самолёте в Москву, а Мещеряков всё продолжал ждать звонка. И вот наступило 18 ноября. Около 20 часов вечера. Казаки сидят с ружьями, шашками, кое у кого даже автоматы. В Атаманском дворце напряжённая тишина. Правление заседает, но без Мещерякова, который занят переговорами с командованием дивизии «Дон».
- Тогда погоду в Правлении делал Совет стариков, - рассказывает А. Шкуро. - Помню, вскакивает со стула дедушка Стёпин и начинает паниковать:
«Зачем казакам оружие? Это же война!».
И вдруг «бум» - ходики пробили восемь вечера. Все замерли. Я думаю:
«Ну, хоть одна душа прояви казачий дух!».
Проходит минут сорок - никто не хочет брать ответственности на себя. И тут среди казаков начинается буза. Раздаются крики:
«Нас что, предали?».
И вот влетает Мещеряков - в белой бурке, в белой папахе! Настоящий атаман! Выругавшись, кричит:
«Вы что делаете? Склады с оружием уже открыты!».
Но реакции - никакой. Из Москвы на требования казаков также не последовало никакой реакции - глухое молчание. Однако всё руководство Ростовской области в срочном порядке спешит в Новочеркасск и обещает казакам внимательно рассмотреть все их вопросы, связанные с восстановлением исторической справедливости: о воссоздании Области Войска Донского в прежних границах, о казачьем самоуправлении и землепользовании, а в дальнейшем - о референдуме среди жителей Дона об учреждении Донской Республики в составе России. Доверчивые казаки на ложь чиновников отвечают одобрительными криками:
«Любо!»».
Как и следовало ожидать, дальше лживых обещаний дело не пошло. Прокуратура опротестовала решение Совета атаманов о мобилизации казаков. А инициаторы этого стали подвергаться серьёзной обработке. Из уст в уста передавалось, что активистов создания Казачьей национальной гвардии потихоньку, без лишней огласки задерживали соответствующие органы, а от них уже «гвардейцы» выходили людьми с «иными взглядами». Чистки прошли и в дивизии «Дон», где выявлялись и увольнялись офицеры и прапорщики, симпатизировавшие казачьему движению. Но при этом властями предусматривался и крайний вариант развития событий. Для подавления ещё безоружной Казачьей армии были подготовлены специальные войска, которым предписывалось «зачищать» казаков сапёрными лопатками в случае непосредственных столкновений. Что было далее. Союз казаков ОВД выступил с обращением ко всем народным депутатам районных, городских; областного Советов, РСФСР и СССР от Ростовской области и призвал восстановить на Дону незаконно упразднённое национально-государственное образование в составе РСФСР. 3 декабря 1991 года это волеизъявление казачества поддержала VIII сессия областного Совета народных депутатов. Однако её решение опротестовал прокурор области В. Н. Паничев как незаконное. Вопрос о возрождении донской государственности широко обсуждался общественностью. Но общественное сознание, подвергавшееся заданной пропагандистской антиказачьей обработке, само состоявшее в своей массе из иногородних, не готово было к такому ходу развития событий. Началось противостояние, от которого казаки больше проиграли, поскольку всё утонуло в словесных баталиях. Не зря есть поговорка:
«Вынул шашку - руби, а не готов рубить - не вынимай!».
В следовании этому правилу, наверное, было главное отличие казачьего движения 1991 года от национальных движений других народов того же времени, сумевших добиться признания своих национально-государственных образований. В то же время центральная власть получила импульс для принятия антиказачьих решений, а на чиновники местах только ждали и инициативно предпринимали кулуарные усилия, чтобы как-то ограничить с помощью Москвы «зарвавшееся» казачье движение.
На Тереке.
4 ноября 1991 года была принята Декларация об образовании Казачье-Ногайской автономии на левобережье Терека. 15-17 ноября 1991 года на Большом Круге Терского казачества было предложено создать Терскую Казачью Республику в составе РСФСР. На Круге казаки подтвердили полномочия атамана Терского Войска Василия Коняхина, несмотря на то, что в августе он поддерживал ГКЧП. Очевидно, Герой СССР разделял взгляды организаторов путча, полагавших, что руководство страны предало интересы народа и не способно сохранить государство. Советский Союз рушился на глазах, и казаки, бессильные изменить течение истории на союзном уровне, пытались сохранить оплот стабильности в регионе. Как писала газета «Терский казак», Большой Круг во Владикавказе предложил создать Терскую Республику в составе РСФСР. Инициатор казачьего движения на Ставрополье Пётр Федосов помнит, что мысли создать Казачью Республику действительно в те годы были. Их казакам внушали события в северокавказских республиках.
«Эта идея возникла на почве развивающегося национализма, который появился в республиках Северного Кавказа. Они хотели обособляться и даже выходить из состава СССР. В связи с этим и у нас, у казаков, возникла идея, что нам нужно идти по такому же пути», - говорил П. С. Федосов в интервью 2016 года.
Мешал реализации идеи вопрос исторических границ Терского Войска, полагает Пётр Федосов.
«Мы живём на территории Ставропольского края, где половина казаков относится к Кубанскому казачьему Войску, а половина - к Терскому. По станицам Бекешевской и Суворовской казаки относились к Кубанскому казачьему Войску, а от станицы Боргустанской - на восток до Каспийского моря - это уже земля терских казаков», - отметил Пётр Стефанович.
В Кабардино-Балкарии сторонники Терской Республики были в станице Екатериноградской. Но руководство Терско-Малкинского отдела терского казачества придерживалось противоположной позиции. 26 ноября 1991 года газета «Правда» сообщала:
«В стадии обсуждения находится также проект создания Ногайско-Терской казачьей автономной области».
Союз Казачьих Республик Юга России (мечта о «Казакии»).
17 ноября в Новочеркасске состоялся Съезд казачьих атаманов Юга России, в котором приняли участие около 150 человек. В итоге был создан «Союз Казачьих Республик Юга России и присоединившихся казаков». 20 ноября 1991 года в Новочеркасске на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем Круге Юга России было провозглашено объединение нескольких самопровозглашённых Казачьих Республик (Донской, Терской, Армавирской, Верхне-Кубанской) в Союз Казачьих Республик Юга России (СКРЮР) со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом Союзном Государстве (ССГ). То есть, по факту, было провозглашено создание федерации казачьих республик, который давно уже мыслился в головах казачьих мыслителей в качестве государства Казакия.
Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР, принято решение о формировании казачьей национальной гвардии. Все республики, вошедшие в Союз Казачьих Республик Юга России, были готовы совместно, как единое государственное образование, участвовать в подписании нового союзного договора на территории СССР. Атаманом Союза, естественно, стал недавно избранный донской атаман С. А. Мещеряков, находившийся в оппозиции к «красному» Союзу казаков атамана Мартынова, поскольку Союз Казачьих Республик фактически был создан на основе Союза казаков Области Войска Донского.
Однако вскоре Советский Союз прекратил юридическое и фактическое существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики ни в виде особой казачьей федерации, ни по отдельности так и не были организованы. Казачье движение, поддерживаемое народом, наводило страх на представителей новых властей, пришедших в Кремль на волне народного возмущения в августе 1991 года, на лидеров компрадорских политических партий и некоторых национальных движений. На «полную катушку» в массы населения был запущен в информационно-пропагандистскую антиказачью истерию ярлык о казаках, как о «нагаечниках и душителях народов России», изобретённый во времена Гражданской войны Свердловыми и Троцкими. Все попытки казаков создать своё национально-государственное образование так и «ушли в песок», и никаких положительных результатов от такой «в рамках правового поля» деятельности не вышло. В отличие от «неправовых» действий других народов, получивших свои (и не только свои) территории. Заседали комиссии, посылались депутации, подолгу осаждали московские кабинеты руководители обеих противостоящих сторон, выискивались и подпитывались определённые настроения московских чиновников. Формирование политической конъюнктуры требовало много времени и сил. О деле вспоминали потом. Власть предержащие боялись утраты своих позиций, поэтому всё спускали на тормозах. Казаки же предпринимали всё новые и новые акции и безрезультатно. Говорят, очень большое противодействие оказывал тогда казачьим планам в то время ещё очень влиятельный Р. И. Хасбулатов - глава Верховного Совета. Он, по словам казаков, пользовавшихся собственными источниками информации, опасался, якобы, «чрезмерного усиления влияния казаков на Северном Кавказе». Так это или нет, но если бы казаки не доверились слепо обещаниям из Кремля и взяли хотя бы в пример практику строительства собственных национальных республик другими народами, некоторые из которых никогда в истории не имели своей государственности (то есть бескомпромиссность в отстаивании своих национальных интересов), кто знает, не было бы на сегодняшних географических картах и казачьих республик?
Однако, как и во время трагедии под Новороссийском в 1920 году, казаки оказались слишком дисциплинированными и «терпеливо долгождущими». В результате в Российской Федерации и сегодня, по прошествии двух десятилетий XXI века, нет ни одной казачьей национально-государственной территории. У казаков как была, так и есть только «дырка от бублика».
Александр Дзиковицкий (данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией ВОЦ).