Россия-Сегодня (sssr_cccr) wrote in antitrole,
Россия-Сегодня
sssr_cccr
antitrole

Categories:

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 5.

Мы знаем имена полководцев Великой Отечественной войны - генералиссимуса Сталина, маршалов Жукова, Василевского, Конева, Рокоссовского и других прославленных командующих фронтами и армиями, которые, несмотря на тяжёлые поражения в 1941-1942 годах, привели нашу Армию к Победе в 1945 году. Куда меньше мы знаем об оружии, с которым воевала наша Армия и без которого не смогла бы победить сильнейшего врага. А это было превосходное, зачастую лучшее в мире оружие. И совсем мало мы знаем об авторах оружия - людях, сочетавших творческую гениальность с самоотверженной, на износ, работой. О них и написана эта книга. Книга издана при содействии Новосибирского отдела Сибирского Казачьего Войска.



Петляков Владимир Михайлович.

Петляков Владимир Михайлович (27.06.1891-12.01.1942) - авиаконструктор, создатель пикирующих и стратегических бомбардировщиков. Знаменитый Пе-2, «Пешка», был самым массовым советским бомбардировщиком в Великой Отечественной войне и, вместе со штурмовиком Ил-2, одним из двух главных ударных самолётов. Не зря он стал и героем славного фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Создавался самолёт в тюрьме, где Владимир Михайлович находился с 1937 года по печально известной 58 статье, и изначально создавался как высотный скоростной истребитель. В первом же полёте (22.12.1939) трёхместный Пе-2 показал скорость 580 километров в час, потолок 12 километров, дальность 1 400 километров - качества, недоступные большинству истребителей того времени. 1 мая 1940 года самолёты участвовали в параде над Красной площадью, а их создатели наблюдали за полётом не с трибун, а с крыши тюрьмы («шарашки») на улице Радио в Москве. Однако самолёт в серию не пошёл. В начавшейся мировой войне немцы продемонстрировали новую, очень эффективную тактику бомбометания - не в горизонтальном, а в пикирующем полёте, что многократно повышало точность попадания, но, одновременно, серьёзно увеличивало и нагрузки на машину, особенно при выходе из пикирования. В начале июня 1940 от Петлякова и его тюремной конструкторской бригады потребовали переделать самолёт из истребителя в пикирующий бомбардировщик, срок - 1,5 месяца. Пришлось разработать практически новый фюзеляж, тормозные щитки, систему управления, пересмотреть расположение экипажа, переделать винтомоторную установку, но в срок уложились. За счёт неизбежного утяжеления машины её скорость и потолок несколько уменьшились, но возросла боевая мощь и боевая нагрузка. 23 июля 1940 года самолёт запустили в производство сразу на двух авиазаводах, а через 4 дня Петлякова с сотрудниками выпустили на свободу (обвинения сняли только в 1953).
«Шарашка», где трудились узники, получила от правительства 1 миллион рублей на их поощрение. Узнав, что выделенных денег не хватило на премирование чертёжников, скромный и деликатный Владимир Михайлович попросил распределить между ними свою премию и сохранить это в секрете. В сентябре 1940 года он был награждён вторым орденом Ленина (первый получил ещё в 1933 за создание тяжёлого бомбардировщика ТБ-3), а в 1941году - Сталинской премий 1степени (был в самом первом списке лауреатов в области науки и техники). Пе-2 не единственный самолёт Петлякова, участвовавший в войне. Был ещё один - тяжёлый (по-современному, стратегический) бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7), на котором в августе-сентябре 1941 году бомбили Берлин, потом - крупные объекты в тылу врага и на котором в мае 1942 года в США для переговоров летал нарком иностранных дел В. М. Молотов. Самолёт этот, разработанный ещё в 1935-1936 годах, обладал уникальными показателями скорости, дальности, высоты полёта и грузоподъёмности. О нём писали:

«На высотах свыше 10 тысяч метров ТБ-7 был недосягаем для большинства имевшихся в то время истребителей, а потолок 12 тысяч метров делал его неуязвимым и для зенитной артиллерии» - (генерал-майор авиации В. Шумихин).

«Многотонный корабль своими лётными данными превосходил на десятикилометровой высоте все лучшие европейские истребители той поры» - (лётчик-испытатель П. Стефановский).

«Выдающийся самолет. На ТБ-7 впервые, раньше, чем в США и Англии, были подняты пятитонные бомбы» - (авиаконструктор В. Шавров).

«Недоступный на максимальном потолке своего полета ни зенитным пушкам, ни истребителям того времени, ТБ-7 был самым сильным бомбардировщиком в мире. Эпохальный самолет. Сейчас мы имеем все основания утверждать, что ТБ-7 был значительно сильнее знаменитой американской летающей крепости Б-17» - (профессор Л. Кербер).

«На высотах 26 250-29 500 футов его скорость превосходила скорость германских истребителей Ме-109 и Хе-112» - (английский историк авиации Дж. Тейлор).

Родился В. М. Петляков в селе Самбек под Таганрогом. Рано потеряв отца, он сумел в 1910 году окончить Таганрогское техническое училище, совмещая учёбу с работой кочегара и помощника мастера в железнодорожных мастерских. Через год поступил в МВТУ, но после 1 курса вынужден учёбу оставить и идти работать, чтобы помогать матери и младшим сёстрам. Лишь в возрасте 31 года он получил диплом инженера и стал работать в ЦАГИ, в отделе, возглавляемом Туполевым. В. М. Петляков участвовал в разработке всех машин, носивших в то время марку «АНТ» (Андрей Николаевич Туполев), а с 1928 года возглавил бригаду (по существу, самостоятельное КБ) тяжёлых самолётов. Под его руководством в 1930 году был создан ТБ-3 (АНТ-6), составивший тогда основу советской бомбардировочной авиации, в 1934 - пассажирский «Максим Горький» (АНТ-20) - самый большой в мире в то время. Жизнь Владимира Михайлович трагически оборвалась в результате авиакатастрофы по пути с авиазавода в Казани к наркому в Москву. Похоронен он в Казани, а его имя носит Таганрогский авиационный колледж, улицы в Казани, Таганроге, Донецке и Москве и школа в селе Самбек Ростовской области.



ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ПЕТЛЯКОВ.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 с двигателями водяного охлаждения В. Я. Климова М-105 (ВК-105) мощностью по 1 100 лошадиных сил:
- экипаж 3 человека,
- максимальная скорость 540 километров в час,
- дальность 1 200 километров,
- потолок 9 000 метров,
- взлётная масса 8 500 килограммов,
- боевая нагрузка до 1 000 килограммов бомб,
- оборонительное вооружение: 2×12,7-миллиметров и 3×7,62-миллиметров пулемётов.
Первый полёт (в качестве истребителя) - 22.12 1939 года. Самолёт обладал уникальной живучестью, однако его боевые возможности в начале войны использовались недостаточно из-за необученности лётчиков бомбометанию с пикирования. Произведено 11 247 штук. В 1944 году под руководством В. М. Мясищева самолёт был существенно модернизирован и после установки более мощных двигателей его скорость выросла до 700 километров в час, а бомбовая нагрузка до 3 000 килограммов.



ПЕ-2.

Тяжёлый бомбардировщик Пе-8.

Тяжёлый бомбардировщик Пе-8 с двигателями водяного охлаждения А. А. Микулина АМ-35 мощностью по 1 350 лошадиных сил, с 1943 года - с двигателями воздушного охлаждения А. Д. Швецова АШ-82ФН мощностью по 1 850 лошадиных сил:
- экипаж 8 человек,
- максимальная скорость 440 километров в час,
- дальность полёта 3 600 километров,
- потолок 9 300 метров,
- взлётная масса 35 000 килограмм,
- боевая нагрузка до 5 000 килограммов бомб,
- вооружение: 2×20-миллиметровые пушки ШВАК,
- 2×7,62-миллиметров и 2×12,7-миллиметров пулемётов.
Первый полёт 27.12.1936 года. В 1939-1944 годах выпущено 93 самолёта. В полярной авиации служил до 1954 года.



ПЕ-8.

Петров Федор Федорович.

Петров Федор Федорович (16.02.1902-19.08.1978) - конструктор-артиллерист, создатель лучших в мире гаубиц и корпусных пушек периода Второй мировой войны. Крестьянский сын, красноармеец, рабфаковец, студент вуза, начальник сборочного участка цеха, старший инженер-конструктор - типичная биография инженера 1930-1940 годов. А дальше - свой путь:
- начальник ОКБ, главный конструктор завода № 171 в Мотовилихе (Пермь),
- затем завода № 9 в Свердловске, выпускавших артиллерийские орудия.
Его мощные пушки стояли на танках ИС (калибр 122 миллиметра), самоходных установках СУ-100, СУ-122, ИСУ-152. Его 122-миллиметровая корпусная пушка образца 1937 года до сих пор состоит на вооружении ряда стран. Его 152-миллиметровая гаубица, которая и сегодня находится в боевом строю, была создана всего за две недели. О его 122-миллиметровой гаубице образца 1938 года маршал артиллерии Г. Одинцов спустя годы после войны сказал:

«Лучше её ничего не может быть».

Его орудия сыграли первостепенную роль в наступательной половине войны, когда потребовалось взламывать мощные оборонительные укрепления врага. Всё созданное в малочисленном ОКБ Петрова отличалось простотой изготовления и унификацией деталей (а значит - низкой себестоимостью массового производства), простотой и надежностью в эксплуатации (а значит - безотказностью в бою) и, конечно, высокими боевыми качествами. За годы войны было изготовлено 60 тысяч его орудий. Только пушек В. Г. Грабина (имевших меньший калибр и более массовое назначение) было выпущено больше. Большинство послевоенных танков (Т-64, Т-72, Т-80, Т-90) оснащались и оснащаются 100-мииллиметровой и 125-миллиметровыми пушками конструкции ОКБ-9 Петрова. Как и в годы войны, по своим тактико-техническим данным, надежности и живучести, простоте устройства и удобству в эксплуатации все эти орудия лучше зарубежных аналогов. Фёдор Фёдорович как-то сказал:

«В одном из журналов написали, будто во мне есть искра Божья. Если бы я этот текст прочитал в рукописи, убрал бы. Уж очень часто особо выделяют, будто для творчества необходим врождённый талант. Сделал человек хорошую пушку - так это ему, мол, предназначено. Написал умную книгу - это чуть ли не от Бога. А я бы на первое место выдвигал всегда способность работать. Талант без трудолюбия во сто крат хуже, чем трудолюбие без таланта».

Действительно, трудолюбие у него било через край, но он ещё обладал уникальной интуицией - тем, что и называется «от Бога». Его преемник на посту генерального конструктора завода № 9 вспоминал:

«Нередко его идеи опережали время. Многие артиллерийские системы, принятые на вооружение в 1970-1980 годы, были разработаны в ОКБ-9 намного раньше, но до поры оставались невостребованными».

Похоронен Фёдор Фёдорович на Новодевичьем кладбище Москвы, но помнят о нём и в Тульской области, где он родился, и в Екатеринбурге, где он создавал оружие Победы.



ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ ПЕТРОВ.

152-миллиметровая гаубица-пушка (МЛ-20).

152-миллиметровая гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20):
- масса 7 720 килограммов,
- расчёт 9 человек,
- скорострельность 3-4 выстрела в минуту,
- прицельная дальность 17,3 километра,
- максимальная дальность 20,5 километров.
Изготовлено в 1937-1946 годах 6 884 штуки. До сих пор состоит на вооружении ряда иностранных армий. По мнению экспертов, входит в число лучших образцов ствольной артиллерии за весь период её существования.



МЛ-20.

122-миллиметровая гаубица (М-30).

122-миллиметровая гаубица образца 1938 года (М-30):
- масса в боевом положении 2 500 килограммов,
- расчёт 8 человек,
- скорострельность 5-6 выстрелов в минуту,
- максимальная дальность 11,8 километров.
Изготовлено 19 266 штуки. До сих пор состоит на вооружении ряда иностранных армий, в Китае выпускается серийно. По мнению экспертов, входит в число лучших образцов ствольной артиллерии за весь период её существования. Этим орудием были вооружены самоходки СУ-122 на базе танка Т-34.



М-30.

152-миллиметровая гаубица (Д-1).

152-миллиметровая гаубица образца 1943 года (Д-1):
- масса 3 600 килограммов,
- расчёт 8 человек,
- скорострельность 3-4 выстрела в минуту,
- прицельная дальность 12,4 километра,
- максимальная дальность 13,7 километров.
Изготовлено в 1943-1949 годы 2 827 штук. До сих пор состоит на вооружении ряда иностранных армий. По мнению экспертов, по оптимальному сочетанию массы, скорострельности и дальности орудие было лучшим в своём классе в годы II мировой войны.



Д-1.

Поликарпов Николай Николаевич.

Поликарпов Николай Николаевич (8.06.1892-30.06.1944) - один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века, создатель лучших истребителей 1920-1930 годов. Многим известен его учебный самолёт У-2 (По-2) - «небесный тихоход». Машина эта, созданная в 1927 году, действительно знаменита, и не только по популярной кинокомедии. На фронте самолёт прославился как разведчик, связист и, особенно, как лёгкий ночной бомбардировщик. Летая на небольшой скорости, на небольшой высоте и на малосильных (и малошумных) моторах, У-2 внезапно появлялись над головой врага и сбрасывали десятки, хотя и небольших, но очень чувствительных бомб. Немцы так и не смогли найти методов борьбы с У-2, и среди них даже родилась легенда о том, что у самолёта есть задняя скорость - прилетит, остановится, отбомбится и улетает задним ходом. На этих самолётах было подготовлено более 100 тысяч лётчиков (непревзойдённый мировой рекорд), серийно их изготавливали 30 лет, а летали на них почти 50. Однако У-2 был лишь одним из 80 самолётов, созданных под руководством Поликарпова - «короля истребителей», как его называли до войны. Он действительно был родоначальником нашей истребительной авиации, автором первого в мире цельнометаллического свободнонесущего (то есть без подкосов и расчалок) моноплана, основателем выдающейся конструкторской школы, из которой вышли многие авиационные и ракетно-космические знаменитости. Созданные им научно-конструкторские методы широко использовали в КБ Яковлева, Лавочкина, Сухого и Микояна. Его И-16 - первые в мире истребители-низкопланы с убирающимся шасси и самые скоростные в мире в то время, воевали в Испании и на Халхин-Голе, его самолёты-разведчики Р-5 вывезли на «большую землю» большинство челюскинцев. Когда хотели отметить талантливость какого-либо конструктора, говорили:

«Ну, это второй Поликарпов».

В 1938 был создан И-180, превосходивший в скорости и манёвренности все самолёты в мире того времени, но машину преследовали неудачи: из-за остановки двигателей при испытаниях разбились трое лётчиков, в том числе В. П. Чкалов. А когда машину довели «до ума», наркомат авиапромышленности почему-то отдал предпочтение ещё «сырому» самолёту ЛаГГ-3. Последней официально завершённой работой был истребитель И-185 - «лучший современный истребитель», «эталон для серии», как было отмечено в акте государственных испытаний в январе 1943 года. Однако наркомат и этот самолёт в серийное производство не запустил, ссылаясь на нехватку заводских мощностей (эти мощности потом заняли производством менее совершенных и позднее созданных самолётов С. А. Лавочкина, которому благоволил нарком А. И. Шахурин). Загадочная история произошла с истребителем И-200. Проект этого самолёта Н. Н. Поликарпов, будучи главным конструктором Авиазавода № 1, направил для утверждения в наркомат перед своей командировкой в Германию в конце 1939 года. Пока он отсутствовал, на месте его КБ по приказу тогдашнего наркома авиапромышленности М. М. Кагановича, не любившего Поликарпова и презрительно называвшего его «крестоносцем», создали новое КБ под руководством недавнего выпускника Военно-воздушной академии, военного представителя А. И. Микояна (брата члена Политбюро), который вообще не имел опыта конструкторской работы. Туда направили лучших поликарповских инженеров и передали всю документацию по И-200. Теперь этот самолёт стал именоваться МиГ-1, а после небольшой доработки - МиГ-3, сразу пошедший в серийное производство. «Поживились» наследием Поликарпова и в недавно организованном КБ С. А. Лавочкина, создав с использованием чертежей того самого И-185 знаменитый Ла-5. В качестве утешительного приза Поликарпову выделили производственную площадку, громко названную «Авиазаводом № 51», где не было не только производственной базы, но даже здания для размещения остатков его КБ. Там он с огромными трудностями и лишениями сумел довести до блеска И-185.
Жизнь Николая Николаевича вообще была насыщена драматическими событиями. В 1929 году его арестовали «за участие в контрреволюционной террористической организации» и без суда приговорили к расстрелу. После двух месяцев ожидания смертной казни он был направлен в «шарашку», где вместе с другим зэком, Д. П. Григоровичем, разработал истребитель И-5. При этом приговор не отменили и даже не изменили. После успешного испытания самолёта (в начале 1930 это был лучший отечественный истребитель) президиум ЦИК амнистировал Поликарпова, но судимость оставил (реабилитировали его только через 12 лет после смерти). Так, с неснятой судимостью он получил звание Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, две Сталинские премии, защитил докторскую диссертацию, возглавил кафедру проектирования самолётов в МАИ и даже был избран депутатом Верховного Совета СССР.
Был он сыном священника из села Георгиевское Орловской губернии, и сам тоже готовился к духовной деятельности (окончил духовную семинарию), но в 1911 году изменил планы - сдал экстерном экзамены за курс гимназии и поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Однако всю жизнь оставался верным православию, никогда не снимал нательного креста и даже в самые чёрные годы гонений на Русскую Православную церковь не скрывал своей веры. Мужественно перенося многочисленные невзгоды, и последнюю из них - мучительную смертельную болезнь (рак желудка), он до конца дней оставался по-христиански добрым, отзывчивым человеком, и из среды своих коллег-авиаконструкторов выделялся необыкновенной порядочностью и благородством.



НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОЛИКАРПОВ.

У-2.

У-2 (По-2), легендарный «небесный тихоход» - разведчик, ночной бомбардировщик, самолёт связи, санитарный самолёт и так далее:
- взлётная масса 890 килограммов,
- двигатель воздушного охлаждения М-11 А. Д. Швецова мощностью 110 лошадиных сил,
- скорость 150 километров в час,
- потолок 3 600 метров,
- дальность 400 километров,
- экипаж 2 человека.



У-2.

Истребитель И-16.

Истребитель И-16 («ишачок») - лучший в мире истребитель середины 1930 годов, первый в мире истребитель с убирающимся шасси:
- взлётная масса 1 960 килограммов,
- двигатель М-62 А. Д. Швецова мощностью 1 000 лошадиных сил,
- скорость 470 километров в час,
- вооружение: 2×7,62-миллиметровые пулемёта ШКАС,
- 1×12,7-миллиметровый пулемёт УБС,
- на подвесках - реактивные снаряды РС-82.
На И-16 большинство своих побед одержал знаменитый лётчик морской авиации, дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. Первый авиаполк, удостоенный в годы войны звания гвардейского, летал на этих самолётах.



И-16.

Истребитель И-185.

Истребитель И-185 - лучший в мире, самый скоростной и манёвренный истребитель периода II мировой войны, с очень мощным пулемётно-пушечным вооружением:
- взлётная масса 3 735 килограммов,
- двигатель М-71 А. Д. Швецова мощностью 2 000 лошадиных сил,
- максимальная скорость 680 километров в час,
- потолок 10 километров,
- вооружение: 3×20-миллиметровые пушки ШВАК,
- 2 бомбы 250 килограмм или 8×82-миллиметровые РС.
По непонятным причинам его массовое производство так и не было развёрнуто. Техническая документация была частично использована в КБ А. С. Лавочкина (ранее не имевшего опыта работы с двигателями воздушного охлаждения) при создании не столь совершенного, но, тем не менее, запущенного в серийное производство Ла-5 (со скоростью 580 километров в час, потолком 9,5 километров, двумя 20-миллиметровыми пушками ШВАК и бомбовой нагрузкой до 100 килограммов). Лишь Ла-7 (1944 год) по лётно-техническим характеристикам сравнялся с И-185.



И-185.

Истребитель И-200.

Истребитель И-200, разработанный в 1939 году с двигателем водяного охлаждения АМ-35 А. А. Микулина мощностью 1 350 лошадиных сил:
- взлётная масса 3 100 килограммов,
- максимальная скорость 660 километров в час,
- потолок 12 километров,
- вооружение: пулемёты 2× 12,7-миллиметров УБС,
- 2×7,62-миллиметра ШКАС,
- бомбы до 100 килограммов.
В 1940 году самолёт стал именоваться МиГ-1.



И-200.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments