michael101063 (michael101063) wrote in antitrole,
michael101063
michael101063
antitrole

Categories:

Л.Грот о происхождении древнерусского слова "хоровод".


По мнению  некоторых  исследователей,  значение   древнерусского  термина "хоровод"  относится еще ко временам индоевропейской общности,  существовавшей  некогда  от Сибири  до Балкан  и он имеет прямое отношение к солнечным ведическим культам.   Не случайно у ведических русов хоровод был  неизменным элементом  солнечных ведических  праздников,  символизирующим  движение  нашего светила по небосводу.  В частности,  на прямую связь  хоровода  и древних солярных  культов  указывает  кандидат исторических наук Л.Грот в своей книге "Прерванная история русов"  в которой  она пишет следующее:

"Рассуждая о солнцепоклонстве в древнерусской традиции, важно представлять себе место и роль солнечных культов у носителей индоевропейской семьи языков.   Я уже писала о том, что для имени Кола  находятся параллели в санскрите, и именно среди наименований для солнца, сославшись на рассуждения известного индолога Н.Р. Гусевой о том, что древнерусское солярное коло  сближается с санскритским названием солнца кхала , а также с гол  – «солнечный шар» и гола  – «круг, сфера».
Указывала Н.Р. Гусева и на тождество между санскритским кхала  и другим древнерусским солярным божеством – Хорсом.   Она напоминала, что имя Хорса связано с хоро  – «круг» и с коло  – «кольцо», «колесо».   Отсюда слово хоровод , болгарский круговой танец хоро , а также древнерусский коловрат  – знак вращения солнца.

Рассмотрение кхала  как санскритского эквивалента для древнерусских коло  и Хорса представляет хорошую основу для сравнительного анализа солярной традиции, поскольку наличие в древнерусской культуре сходных с арийскими сакральных элементов и теонимов логично объясняется тем, что у древнерусских предков был период, когда они входили в один культурный ареал с ариями или имели непосредственные контакты, находясь одновременно с ними в пределах Восточной Европы, возможно, как группы отделившихся от общего конгломерата носителей индоевропейских языков и проникших на палеоевропейский Север.

В таком контексте имена и слова солярного значения Кола, кхала и Хорс  объединяются генетической связью и отражают древнейшую традицию солнцепоклонства, наверняка соединявшего древнейших носителей индоевропейских языков Восточной Европы до распада их общности в III–II тысячелетиях до н. э. и начала великих миграций носителей индоевропейских языков. В ходе этих миграций определились женские и мужские ипостаси солнечных божеств, что совершенно не противоречит логике развития культов.   В связи с миграциями носителей индоевропейских языков интересным оказывается вопрос о судьбах их солярных культов.


Напомню, что, по существующим представлениям, в самом кратком и схематичном виде, носители индоевропейской семьи языков локализовались в IV–III тысячелетиях до н. э. на юге Восточной Европы, предположительно от низовий Волги и до Южного Урала, возможно с примыкающими областями азиатских степей.   С начала III тысячелетия до н. э. эта общность вступила в процесс распада, что в свою очередь положило начало обширным переселениям носителей индоевропейской семьи языков в Азии и Европе.

Миграции носителей индоевропейских языков, происходившие с юга Восточной Европы на протяжении чуть ли не тысячелетия, привели на гигантские пространства Иранского нагорья, Средней Азии, Южной Сибири, Индийского субконтинента значительные группы нового населения.   В ходе этих миграций представители индоевропейской семьи языков приносили с собой и многие элементы своей духовной культуры, сложившейся в период единой общности в Восточной Европе.   Эти элементы предковой культуры сохранялись из поколения в поколение у её индийских и иранских наследников, но также оказывали большое влияние на развитие духовной культуры тех народов, с которыми они соединялись в ходе миграций.

В частности, исследователями традиционной культуры народов Сибири и Дальнего Востока было установлено, что проникновение культа Солнца в Южную Сибирь, Западную Монголию и даже в Китай было связано с носителями индоевропейской традиции.   Культ Земли был изначально определяющим в мировоззрении этих областей.   Одним из археологических памятников, характерных для народов – носителей этого мировоззрения, считаются так называемые плиточные могилы, характерной чертой которых была их форма: прямоугольник или квадрат, что являлось символом или архетипическим знаком Земли...


Собран достаточный материал, подтверждающий гипотезу о том, что аборигенное, более древнее население Центральной и Восточной Азии на раннем этапе знало только культ Земли.   Представления начинают меняться с появлением на этой территории народов, пришедших с запада.   Под влиянием пришельцев на гигантских пространствах Центральной Азии развиваются солярные культы и богатая солярная мифология.   Например, в китайской мифологии это образ матушки Си-хэ – матери солнц, правящей солнечной колесницей.   В западной части Центральной Азии культ Солнца символизировали оленные камни, которые ставились, как правило, с восточной стороны – наиболее сакральной в арийской традиции, носителями которой становились и некоторые тюркоязычные племена.



Однако мы знаем и русский хоровод , и болгарское хоро, которые также символизируют солнце и несут в себе имя солнечного божества Хорса.   Таким образом, древнерусский хоровод , западнобурятский ехор  и болгарское хоро  оказываются в одном семантическом ряду, выражающем солнечную символику.   Бурятский ехор  – результат влияния индоевропейских солнечных культов, лексическое подтверждение которым отыскивается, например, в древнеиранских языках.   Болгарское хоро  с большей вероятностью пришло с Волги вместе с тюркскими протоболгарами как древнеиндоевропейское наследие древних тюрков, испытавших, как считается, тохарские и древнеиранские традиции почитания Солнца.

Таким образом, этнокультурная история южных пределов Евразии была от самых истоков отмечена полиэтничностью – симбиозом урало-алтайских и индоевропейских народов.   А северная часть Евразии, согласно доминирующим в современной науке представлениям, развивалась якобы на протяжении нескольких тысячелетий в лоне одной только уральской культурно-языковой традиции, причем на протяжении всех этих тысячелетий живя бок о бок с носителями индоевропейских языков, локализуемых только на юге Восточной Европе, и почему-то не смешиваясь с ними, как вода с маслом.   Однако, как я уже отмечала, эта картина этнической истории севера Восточной Европы в древности восходит к ненаучным истокам, поэтому ученые имеют право начать пересматривать идею финно-угорского субстрата на восточноевропейском Севере.

Хоровод  – символический танец на Руси в честь солнечного божества, одним из имён которого было Хорс (божество у других славян за пределами Руси неизвестное).   Но в отличие от бурятского ехора  и болгарского хоро  русский хоровод  не занесен в древнерусскую традицию откуда-то извне, а соединен внутренней связью с именем солнцебожества Хорса, рожденного в Восточной Европе в то далекое время, когда предки древних русов и древних ариев входили в единую общность носителей индоевропейских языков и сосуществовали в рамках культурно-сакральной общности, созданной ими на просторах от Восточной Европы до Сибири".


Таким образом,  вполне можно понять,  что "хоровод"  означает  "водить Хорса",  т.е  обозначает ни что иное,  как движение Солнца по небосводу.  Вероятно,  наши предки  считали,  что,  используя хороводы  во время солнечных  ритуалов,  они способствуют  ежедневному появлению Солнца на небосводе.  Со временем,  сакральный смысл хоровода  забылся,  однако  сам хоровод  успешно сохранился в нашей  традиции  и традициях  других  народов,  объединенных  в далеком прошлом в единую ведическую  солнечную  культуру.



michael101063 ©
Tags: альтернативная история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments